МБОУ "Школа развития №24"
город Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка. Основой для разработки адаптированной образовательной программы является ФГОС. 
    В случае невозможности посещения занятий, обучение проводится на дому.

    Здание, для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оборудовано пандусом, санитарно-гигиеническим помещением на первом этаже, доступ к учебным кабинетам на первом этаже. ​

    В учреждении  созданы все условия для организации питания обучающихся и является доступным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Столовая расположена на первом этаже, вход в столовую через зону умывальников. Столовая оснащена современным оборудованием, имеется обеденный зал на 150 человек. Все обучающиеся учреждения получают качественное горячее питание в соответствии с разработанным сбалансированным меню. Питание в Учреждении обеспечивает «Комбинат школьного питания».​

    Имеется доступ к сети Интернет на рабочих местах в учебных кабинетах приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.​

    Есть вопросы и предложения, свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Рекомендации родителям с детьми ОВЗ

    Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…

    Общие рекомендации родителямпо оказанию ребенку помощи в развитии:

    1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается,лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.

    2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

    3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.

    4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.

    5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

    6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.

    7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

    8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т. д.

    9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.

    10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.

    Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.

    Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:

    1. Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.

    2. Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.

    3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.

    4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени.

    Родителямнеобходимо помнить следующее: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.

    Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"

    1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели или учителя. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

    2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

    3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

    4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери, попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

    5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

    6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения

    Памятка для родителей, воспитывающих детей с диагнозом «задержка психического развития»

    Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

    ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.

    Характерные особенности детей с ЗПР:

    • Снижение работоспособности

    • Повышенная истощаемость

    • Неустойчивое внимание

    • Недостаточность произвольной памяти

    • Отставание в развитии мышления

    • Дефекты звукопроизношения

    • Бедный словарный запас слов

    • Ограниченный запас общих сведений и представлений

    • Трудности в счёте и решении задач по математике

    • Своеобразное поведение

    • Низкий навык самоконтроля

    • Незрелость эмоционально-волевой сферы.

    Если вы приводите своего ребёнка на обучение в специальное коррекционное учреждение, то знайте,что в обучении присутствуют следующие элементы коррекционно-педагогической работы:

    1. Индивидуальный подход

    2. Предотвращение наступления утомляемости

    3. Активизация познавательной деятельности

    4. Проведение подготовительных занятий

    5. Обогащение знаниями об окружающем мире

    6.Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления

    7. Проявление педагогического такта.

    Рекомендации:

    - Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.

    - Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.

    - Следите за здоровьем детей, не отправляйте больных в детский сад до полного выздоровления.

    - Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.

    - Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

    - Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.

    - Запишите ребёнка в какой-нибудь кружок – дети очень любят выступать, петь, рисовать.

    Памятка для родителей

    «Если у ребенка есть нарушения речи»

    Компоненты правильной речи

    1. Правильное произношение звуков, т. е. соответствия произношения ребенка лингвистическим нормам языка.

    2. Умение владеть голосом. Это значит правильно использовать силу, высоту голоса и различные интонации.

    3.Речевое дыхание должно быть правильным: ровным и спокойным.

    4. Адекватное владение лексикой родного языка. (Нужно знать значение употребляемых выражений и слов, когда и где их использовать (в разговоре с друзьями, с учителем и т. д.)

    5. Значение грамматики родного языка. (Умение правильно изменять слова и образовывать новые слова, знать, как правильно строятся предложения.)

    6. Владеть письменной речью (уметь читать и писать правильно).

    7. Все вышеперечисленные компоненты правильной речи являются базой для успешного овладения иностранным языком.

    Этапы развития речи ребенка в норме

    0-2 года. Формируются предпосылки к развитию речи, закладываются основы речевого поведения и потребности в общении.

    3-5 лет. Накапливается словарь, формируются грамматические навыки и правильное произношение.

    6-7 лет. Заканчивается формирование правильного произношения, ребенок владеет лексикой родного языка, умеет обобщать группы слов в понятия, овладевает грамматикой родного языка на бытовом уровне. Развивается связная монологическая речь. В этот период дети запоминают много сказок, стихов, рассказывает о своих делах и текущих событиях. Формируются предпосылки для развития письменной речи.

    Причины нарушений речи

    Причины нарушения речи – это воздействие на организм внешних или внутренних вредоносных факторов.Выделены следующие группы причин:

    Органические

    Это недоразвитие или поражение мозга во внутриутробном периоде или при рождении, или после рождения. Чем раньше был поражен мозг, тем тяжелее последствия этого поражения.

    Психоневрологические причины – умственная отсталость, расстройство психики.

    Функциональные причины – нарушение слуха, расщелины нёба, патология строения речевого аппарата, хронические соматические заболевания.

    Социально-психологические причины – недостаток общения с ребенком, неблагополучная речевая среда, неблагоприятные социальные условия жизни ребенка.

    В настоящее время первичная речевая патология встречается редко. Гораздо чаще нарушения речи развиваются вторично, на фоне других заболеваний.

    4. Если у ребенка имеется нарушения речи,необходимо сделать следующее:

    1. Пройти полное медицинское обследование.

    2. Проконсультироваться у логопеда.

    3. Выполнять рекомендации врачей.

    4. Как можно раньше начать занятия с логопедом.

    5. Выработать оптимальный режим занятий и отдыха ребенка.

    6. Ежедневно дома выполнять задание логопеда. Без домашней работы не будет закрепляться правильная речь.

    7. Хвалите и поддерживайте ребенка. Радуйтесь его достижениям.

    8. Придерживайтесь единых правил воспитания ребенка в семье. Если логопед и родители требуют правильного произношения, а бабушка культивирует и поддерживает неправильную речь, это, во-первых, нервирует ребенка, а во-вторых, мешает усвоению и закреплению правильной речи.

    9. Давать ребенку образец красивой и правильной речи.

    10. Важно знать, что правильная и красивая речь – ключ к жизненному успеху.

    11. Помните, если вовремя обратиться за помощью, можно успешно исправить недостатки речи, или максимально их скорректировать.

    5. Что будет, если не исправлять недостатки речи?

    1. Ребенок начинает отказываться от общения из-за плохой речи и постоянно пребывает в плохом настроении, может стать агрессивным.

    2. Возникают трудности при общении с детьми и взрослыми. Нужен посредник при общении. Чаще всего это бывает мать, которая объясняет, что хочет сказать ребенок.

    3. Из-за плохой речи ребенок часто отказывается проявлять свои способности.

    4. При несформированной успешной речи ребенка не может формироваться письменная речь (письмо и чтение).

    5. Ребенок не сможет овладеть иностранным языком по причине несформированности родной речи.

    6. Комментарии логопеда

    Правильная четкая и красивая речь ребенка – это заслуга взрослых людей, окружающих ребенка. Важно с первых дней жизни ребенка таким образом общаться с ним, чтобы сформировать предпосылки правильного развития речи. Уже в 1 месяц ребенок следит за объектом, в 2 месяца реагирует на интонацию, в 3 месяца начинается гуление, в 6 месяцев – лепет. Гуление и лепет очень важны, т. к. это тренировка артикуляционного аппарата и подготовка его к речевой работе. В 1 год появляются первые слова. Фразовая речь должна появиться к 2 годам.

    С 2 и до 5 лет идет самое бурное развитие познавательной деятельности и речи. Речь взрослых должна быть образцом для подражания. Ошибки в речи ребенка надо исправлять. Важно, чтобы ребенок постоянно изучал окружающий мир, слушал образцы литературной речи – стихи, сказки, потешки, песенки. Постоянно беседуйте с ребенком на прогулке, во время игры, во время режимных моментов.

    Нельзя перегружать ребенка занятиями, иначе можно спровоцировать развитие невроза. Режим занятий и отдыха ребенка должен быть правильно организован. Любое общение с близким человеком во время бытовых дел и режимных моментов может быть как маленькое занятие. Например, мы собираемся гулять. На улице жарко. Как нужно правильно одеться? В какие игры поиграть? Или другая ситуация. Мы будем обедать. Напомни мне, как приготовить твой любимый салат.

    Когда у ребенка есть впечатления от прогулки, от беседы, от занятия, от сказки и т. д., ему есть о чем рассказать. Постоянно разговаривайте с ребенком на прогулке, рассказывайте ему обо всем,что видите: о машинах, о птицах, о домах, о занятиях и профессиях и т. д.

    Выполняйте рекомендации логопеда, педагогов и психолога. Следите за здоровьем ребенка и его физическим состоянием. Своевременно проходите медицинское обследование ребенка, лечите своевременно хронические заболевания.

    Будьте сами примером трудолюбия, организованности для ребенка, придерживайтесь здорового образа жизни. Верьте в свои силы и Вы сможете помочь своему ребенку.

    Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи

    Особенности развития Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. У детей с нарушениями речи наблюдаются нарушение процесса формирования произношения из-за дефектов восприятия и произношения звуков речи. Они хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Для речи таких детей может быть характерна недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков. Обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в воспроизведении других вариантов. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной речи, отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме.

    Рекомендации родителям

    1. Вам необходимо постоянно помогать педагогам (логопеду, дефектологу). Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от Вас. Так, если у ребенка заикание,то Вы обязательно должны организовать дома щадящие условия: обязательный режим дня, ограничение речи, соблюдение «режима молчания», избегание сильных эмоциональных впечатлений и т. д. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.

    2. Вам не следует ограждать ребенка от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению.

    3. Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.

    4. Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка.

    5. Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.

    6. Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.

    7. Большое значение имеет пение, чтение стихов.

    8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку.

    9. Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.

    10. Необходимо закаливать организм ребенка.

    11. По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).

    12. Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.

    13. Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т. д.).

    14. Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни («Одеваем на правую ножку, носочек»«Я беру сок, наливаю его в стакан» и т. д.).

    15. Поправляйте неправильно произнесенные звук или слово,но делайте это деликатно: не ругайте, не повторяйте неправильно произнесенного слова, не требуйте немедленного правильного произнесения. Обязательно дайте правильный образец. Ребенку требуются многократные повторения для формирования навыка правильного произношения и е Речь родителейдолжна быть доступна ребенку по содержанию: не загружайте ребенка непонятными ему словами, сложными грамматическими конструкциями, заучиванием сложных по структуре и содержанию стихотворений.

    16. Объясняйте ребенку значение новых и непонятных ему слов. При необходимости обращайтесь к словарю, тем самым ребенок будет исподволь приучаться работать со справочной литературой.

    17. Если ребенок пересказывает содержание сказки (рассказа, составляет рассказ по картинке, допуская речевые ошибки, не перебивайте ребенка, укажите на ошибки после того, как ребенок закончит высказывание.

    18. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка. Если вы не можете дать ответ сразу, обязательно ответьте, как будете готовы. Этим вы не только дадите ребенку новые знания, но и взаимно полезное общение.

    19. Необходимо следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы (уздечка, прикус, органов слуха, носоглотки. Их заболевания отрицательно влияют на состояние речевой функции.

    20. Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.

    21. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произнося все звуки и слова.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Здание образовательного учреждения приспособлено для доступа инвалидов и лиц с ОВЗ. Имеется кнопка вызова, дверные проемы отмечены контрастной маркировкой. Необходимая дополнительная помощь оказывается работниками учреждения. Для вызова работника имеется кнопка вызова персонала, расположенная с правой стороны центрального входа или позвонив по номеру телефона 27-98-66 - 51 здание; 24-72-09 - 46 здание.
    Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка. Основой для разработки адаптированной образовательной программы является ФГОС. 
    В случае невозможности посещения занятий, обучение проводится на дому.
    В образовательной организации созданы отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с психологом, учителем-логопедом, дефектологом.
    В образовательной организации имеется два спортивных зала в 51 здании, 1 спортивный зал в 46 здании, оборудованные средствами обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Учебные кабинеты оснащены необходимой техникой, оборудованием, техническими средствами, наглядными пособиями, интерактивными досками и экранами со стационарными проекторами. Все помещения обеспечены полными комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарём. 
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie